Английский язык сейчас повсеместно изучается в рамках школьной программы, с первого класса до выпускного. Но, несмотря на регулярные занятия, ученики не только сдают ЕГЭ с огромным трудом, но и зачастую совершенно не умеют применять английский на практике! Причина этому кроется в несбалансированности школьной программы. Современная система обучения имеет множество недостатков, и исправить её упущения иногда можно только дополнительными занятиями по английскому языку.
Зачем нужны дополнительные занятия по английскому?
У школьной программы есть две основные проблемы, которые мешают гармоничному развитию навыков английского. Первая – почти полная сосредоточенность на письменной речи. Разговорная практика очень часто игнорируется и в лучшем случае представлена устным изложением заранее подготовленных текстов. Навыки аудирования не развиваются тоже: сказывается недостаток времени и технических возможностей во многих школах.
Вторая серьёзная проблема школьного обучения английскому языку заключается в том, что оно формирует страх совершить ошибку. Упражнения должны быть сделаны идеально, за любые недочёты оценка снижается, задания оцениваются по очень суровым критериям. В итоге ученики боятся открыть рот и использовать английский язык по назначению – для коммуникации с другими людьми, – даже если они хорошо освоили грамматику и имеют достаточный словарный запас.
Не слишком положительным образом сказывается и то, что акцент в школьной программе сделан на выполнение однообразных упражнений и на заблаговременную подготовку ко всему, что происходит на уроке. Спонтанной речи практически не учат, да и остальному учиться просто-напросто скучно. Наработка языкового «фундамента» – трудоёмкий процесс, требующий прилежания и заучивания, но если опираться только на это, овладеть английским и пользоваться им по-настоящему свободно не получится.
Дополнительные занятия по английскому языку должны быть направлены на решение этих проблем.
Что должны включать в себя дополнительные занятия?
Дополнительные занятия по английскому должны преследовать цели, с достижением которых не справляется школьная программа. В первую очередь это – обучение разговорному английскому и его использованию в повседневных, бытовых ситуациях. Правильность произношения, лексика и грамматика отходят на второй план – главное, чтобы ученик мог выразить свои мысли на английском языке вслух и донести их до собеседника, а также правильно среагировать на обращённые к нему фразы.
Для дополнительных занятий не стоит ничего заучивать заранее, – разве что кое-какую лексику по теме, на которую будет происходить коммуникация. Имеет смысл также пополнять свой активный запас устойчивых выражений и идиом, поскольку они являются отдельными смысловыми единицами. Разговорная практика направлена на то, чтобы уметь использовать такие смысловые единицы в речи в соответствии с сиюминутными нуждами, вне зависимости от того, какая именно ситуация возникнет. На этом и основано понятие речевой свободы – умения использовать имеющиеся языковые средства и инструменты, даже если они скудны и далеки от совершенства.
Поэтому важно, чтобы дополнительные занятия по английскому проходили в комфортной, дружественной обстановке. Основой таких занятий будут диалоги и полилоги на различные темы, причём ориентироваться стоит не на то, чтобы как можно более грамотно выразить свою мысль, а на то, чтобы собеседник тебя понял.
Не помешает также подкреплять дополнительные занятия иллюстративными материалами. Особенно стоит сделать упор на те, где звучит аутентичная или адаптированная английская речь – например на фильмы, сериалы или мультфильмы на английском языке, или на подкасты и аудиосериалы. Для начала можно смотреть фильмы и сериалы с субтитрами, русскими или английскими, а в случае подкастов – пользоваться транскриптами. Но ещё эффективнее – просмотреть или прослушать эпизод без текстовой поддержки и обратиться к ней уже потом, разбирая происходящее более детально.
Большой плюс, если видео- и аудиоматериалы сюжетно или тематически будут соответствовать интересам ученика. Это не только делает занятия увлекательнее, но и приучает к тому, что английский язык можно использовать в повседневной жизни для достижения личных целей.
Темы дополнительных занятий
Есть два разных, в чём-то кардинально противоположных подхода к выбору тем для дополнительных занятий.
Первый подход заключается в том, чтобы исходить из повседневных ситуаций, с которыми может столкнуться каждый. В этом случае требуется минимум лексики узкого назначения. Тема должна быть достаточно обширной, чтобы не загонять ученика в рамки, из которых ему не выбраться без словаря, но и не настолько размытой, чтобы он растерялся и не знал, о чём вообще говорить. Темы такого рода могут принадлежать к таким областям, как покупки, хобби, путешествия и т. д.
Второй подход в гораздо большей степени опирается на видео-, аудио- и прочие материалы, использованные для дополнительных занятий. Центральную роль в таких занятиях может играть просмотр эпизода сериала или прочтение рассказа на английском, после чего вокруг просмотренного или прочитанного организуется дискуссия. Ученики должны постараться выразить своё мнение по поводу полученной информации и обсудить это мнение с тем, кто проводит дополнительное занятие, или друг с другом.
Для наилучшего результата желательно чередовать оба подхода, а также по возможности вносить разнообразие в занятия другими способами. В таких случаях можно прибегнуть к словесным и настольным играм на английском языке, отыгрыванию известных сюжетов по ролям, совместному сочинению рассказов. Игровая форма обучения эффективна не только для младшеклассников. Она помогает обрести языковую свободу детям всех возрастов, подросткам и даже взрослым.
Ниже мы приводим видео-обзор настольных игр, которые можно использовать для обучения английскому языку на дополнительных занятиях.